Меню KDT
logo1.jpg?_=1709196171

Приемное отделение:
+7 (7232) 25-45-76
Бухгалтер:
+7 (7232) 28-04-59

Как школе избавиться от роли «сборщика» денег

Справочник руководителя образовательного учреждения / Актуальная тема
Как школе избавиться от роли «сборщика» денег
А. А. Абишев
юрист, специалист по госзакупкам, г. Костанай


Максимальная открытость администрации школы – одно из условий успешного общения с родителями. 
В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона РК «Об образовании» (далее – Закон) система финансирования образования основывается на принципах: эффективности и результативности; приоритетности; прозрачности; ответственности; разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов. 
Чтобы избежать подозрений о нецелесообразном использовании средств, администрация школы должна регулярно информировать родителей о своих расходах. С этой целью необходимо устанавливать соответствующие информационные стенды, на которых будет расписан бюджет (постатейно) и сметы расходов на текущий учебный год. Для удобства можно размещать информацию на школьном сайте. Открытость должна стать девизом работы школы. 
Важно! 
Помните, только действуя открыто, можно обезопасить школу и учителей от обвинений, избавить от скандалов и разбирательств с родителями, защитить интересы при проведении проверок и противодействовать созданию коррупционной среды. В итоге это положительно скажется на системе образования в целом. 
Безусловно, сделать это нелегко, но здесь в первую очередь необходима четкая и твердая позиция руководства ОО. Ведь незаконный сбор денег с учеников и их родителей приравнивается к коррупции, и информация о проверке передается в Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) РК. 
Первый шаг. Работа с родительским комитетом 
Положениями пп. 2) п. 1 ст. 49 Закона родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право участвовать в работе органов управления ОО через родительские комитеты. Администрации школы необходимо максимально тесно сотрудничать с родительскими комитетами, представляя всю необходимую информацию, в том числе касающуюся финансирования школы, а также подробно разъяснять положения действующего законодательства РК, чтобы избежать совершения неправомерных действий самим родительским комитетом и вовлечения в это администрации школы. 
Внимание! 
Сейчас родительские комитеты могут покупать необходимые товары для школьников только по договору между частными лицами в добровольном порядке, не привлекая детей и учителей. При этом необходимо выполнять определенные условия: предоставлять фискальные чеки и кассовый приходный ордер на все товары, купленные по согласованию с родителями. Деньги с родителей собираются исключительно на добровольной основе. 
Важно! 
Родительские комитеты не имеют право вести финансово-хозяйственную деятельность без регистрации юридического лица, либо создания специального фонда; оказывать давление на детей и их родителей с целью сбора денег. 
Управления образования в настоящее время усиленно контролируют родительские комитеты, потому что учителя нередко перекладывают на них задачу по сбору денег. 
Второй шаг. Создание Попечительского совета в школе 
Согласно п. 9 ст. 44 Закона Попечительский совет является одной из форм коллегиального управления школой. Типовые правила организации работы попечительского совета и порядок его избрания в организациях образования утверждены приказом МОН РК от 27.07.2017 г. № 355. 
Попечительский совет взаимодействует с администрацией ОО, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами. Одной из функций попечительского совета школы является участие в распределении финансовых средств, поступивших в ОО в виде благотворительной помощи, и принятие решений об их целевом расходовании. В указанных типовых правилах определены цели, на которые расходуются поступления от благотворительной помощи. 
Внимание! 
В состав Попечительского совета входят:
– представители местных представительных, исполнительных и правоохранительных органов;
– работодателей и социальных партнеров;
– некоммерческих организаций (при наличии);
– один из родителей или законный представитель обучающихся в данной ОО из каждой параллели классов, курсов, рекомендованные родительским комитетом;
– благотворители (при наличии);
– руководитель ОО, при которой создается попечительский совет, или его заместитель принимают участие в его заседаниях. 
Число членов попечительского совета является нечетным и составляет не менее девяти человек, не находящихся в отношениях близкого родства и свойства друг с другом и руководителем данной ОО. Срок полномочий членов попечительского совета составляет один год. Члены попечительского совета не входят в штат работников данной ОО. 
Дополнительное финансирование, привлекаемое с помощью попечительских советов в виде благотворительной (спонсорской) помощи ОО, оказывается в добровольном порядке на безвозмездной основе и расходуется исключительно по решению попечительского совета в порядке, предусмотренном типовыми правилами. 
Следует знать!
Любые принятые ОО поступления от благотворительной помощи зачисляются на
1) контрольный счет наличности благотворительной помощи, открытый в территориальном подразделении уполномоченного органа по исполнению бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством РК – для ОО, созданных в организационно-правовой форме государственное учреждение;
2) счет, открытый в банке второго уровня, – для ОО, созданных в иных организационно-правовых формах. 
Некоторые родители связывают создание школьных попечительских советов с легализацией добровольных родительских сборов. Хотя основной идеей создания попечительских советов является не сбор денег, а наоборот, их появление расценивается как создание еще одного инструмента противодействия школьным поборам. Попечительский совет является своего рода контролирующим органом внутри самой ОО. 
Основная задача попечительского комитета – следить за тем, чтобы вся деятельность конкретной школы была построена на законных основаниях. Любая оказываемая спонсорская помощь должна быть добровольной, без какого-либо принуждения по отношению к родителям. При этом попечительские советы имеют реальную возможность наладить сотрудничество учебного заведения с меценатами и благотворительными организациями. 
Третий шаг. Создание и работа с общественным фондом. 
Помимо попечительского совета родители учеников и другие неравнодушные лица могут создать некоммерческую организацию в форме Общественного фонда (далее – фонд), основной целью которого будет осуществление благотворительной деятельности, направленной на развитие школы и содействие защите прав и интересов учащихся. В состав фонда могут входить как родители, так и приглашенные спонсоры, представители других ОО или фондов. Денежные средства необходимо перечислять на счет фонда. Инициаторами создания общественных фондов обычно выступают сами родители, но в любом случае всё это обсуждается и согласовывается с администрацией школы. 
Деятельность общественного фонда, как и попечительского совета, должна основываться на принципе открытости: 
•полная финансовая отчетность;
•прозрачность поступлений и подотчетность расходов;
•обратная связь с фондом. Один раз в полгода или в квартал фонд должен отчитываться – сколько денег поступило на счет и как они расходовались. В свою очередь администрация школы обязана отчитываться перед родителями на общешкольных собраниях о работе с фондом и размещать такую информацию на сайте. 
Сейчас во многих школах открыты счета, на которые родители могут перечислять спонсорскую помощь. Важно, чтобы спонсорский взнос родители делали самостоятельно через банки второго уровня. Принимать наличные деньги ни учителя, ни администрация школы не имеют права. Любой сбор наличных – коррупционное преступление. 
Деятельность школ постоянно контролируется соответствующими государственными службами. Если говорить в целом о республиканской системе образования, контроль действий администрации школы, в том числе по вопросам сборов денежных средств, осуществляют несколько ведомств. На уровне Министерства образования РК – Департамент дошкольного и среднего образования, на местном уровне – областные Управления образования, также Комитет по контролю в сфере образования и науки, который имеет контролирующие функции. 
Финансовая проблема школы – вопрос непростой. Продуманные действия администрации помогут не только создать крепкий альянс с родителями, но и приобрести в их лице активных участников, спонсоров и партнеров. 


Комментариев нет
86 просмотров
Категория: Вопросы-ответы экспертов
Автор: danial.tyulendin
Добавлено: 12.03.2024 в 15:56

Блог директора

Мероприятия

ТВ-видео